Реализация проекта «Музейная педагогика» осуществляется с 2018 года.
Целью проекта является внедрение музейно-педагогических технологий в работу музеев образовательных учреждений. Для руководителей школьных музеев и педагогов проводится цикл семинаров и тренингов по обучению технологиям музейной педагогики и навыкам ее применения в работе с детьми.
20 октября 2020 года в честь 82 годовщины образования Хабаровского края проведен семинар районного методического объединения руководителей школьных музеев «Нравственно-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики».
В первом, теоретическом блоке, участники обменялись опытом применения современных педагогических технологий, ориентированных на нравственно-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики.
Цель:
Создание условий, при которых обучающийся способен активно взаимодействовать с предметами материального и духовного мира прошлого и настоящего, соотносить их с современной жизнью
Задачи:
совершенствовать педагогическое и методическое мастерство на основе идей творчески работающих руководителей школьных музеев;
знакомить обучающихся с особенностями музейной работы;
формировать и развивать музейно-визуальную компетентность;
содействовать их приобщению к историческому наследию школы, города, района;
способствовать профессиональной ориентации обучающихся;
осваивать и внедрять новые образовательные технологии, в том числе информационно-коммуникационные.
Темы выступлений:
Нравственно-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики
|
Будник Вероника Михайловна, руководитель РМО школьных музеев и музейных формирований Амурского района
|
Результативность реализации технологии музейной педагогики
|
Ордина Светлана Константиновна, руководитель музея «Память сердца» КГКОУ Школа № 4 г. Амурска
|
Вариант музейных инсценировок
Равноправный диалог
|
Ярославцева А. А., методист МБУ ДО центр творчества «Темп» г. Амурска
|
Роль музея, его огромные возможности для приобщения
к миру музейных ценностей
|
Иванов В. А., руководитель музея «Музей природы Приамурья» ДЭБЦ «Натуралист» г. Амурска
|
Использование
возможностей музея
в исследовательской деятельности
|
Алешина О. А., методист МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска
|
Музей как центр
патриотического воспитания
|
Асанов А. С., педагог дополнительного образования МБУ ЦДЮТиЭ г. Амурска
|
Образовательное
пространство музея
|
Будник Вероника Михайловна
|
Второй блок семинара был посвящен вопросам, связанным привлечением ребят к исследовательской деятельности, с применением педагогических технологий. Особый интерес у слушателей вызвало выступление Ординой Светланы Константиновны, руководителя музея «Память сердца» КГКОУ Школа № 4 г. Амурска.
«Как я в настоящее работаю с детьми? Какой ключик подбираю к детским душам….
Примеры:
отношение ученика
разнообразие тем (для выбора), особенно краеведческого характера;
умение работать с подборкой материала (черновая работа);
оформление;
проговаривание;
представление материала»
Работая с ребятами в начальном звене, я даю им мини-исследования. При изучении темы «Этнографы-фольклористы» показав значимость людей при сборе и сохранении духовной культуры, ребята сами выступают в роли исследователей, этнографов, фольклористов. Им даются разные задания: « Расспросить своих родителей, родных, знакомых: какие малые жанры фольклора они знают». С воспитанниками проводится предварительная инструкция в виде беседы, как вести запись, оформлять её, выдаются памятки. Подобная творческая работа способствует развитию у школьников навыков исследовательской деятельности, литературного высказывания, обогащения языка, воспитания художественного вкуса.
Необходима чёткость при построении и подаче материала. Когда ребята становятся старше, мы с ними изучаем следующие работы.
1). Памятка по написанию и оформлению краеведческих работ учащихся.
2). Методические рекомендации Ципкина Ю.Н. «Конкурсные работы учащихся по краеведению.
Разнообразная тематика исследовательских работ позволяет воспитанникам удовлетворить свои потребности, показать знания. Это связано и с литературным краеведением, музейным делом, историей нашего города. Когда ребята пишут исследовательские работы, они не остаются равнодушными к людям, о которых они рассказывают.
Присутствующие делились практическими подходами в привлечении детей к музейным архивам, музейной работе. Также рассматривалось множество вопросов, связанных непосредственно с организацией образовательного процесса в жизни музея. Ярославцева А. А. поделилась своими приемами эффективного и интересного проведения занятий в стенах музея, взаимодействия с родителями и т.д.
Хочется поблагодарить всех, кто принял участие в семинаре.
|